
Если говорить о производителях воздушного котельного оборудования – сразу всплывает куча контор, где главный инженер последний раз видел паяльник в училище. У нас в отрасли вечная беда: все делают вид, что разбираются в теплопередаче, а по факту даже расчёт скорости потока в экономайзере не могут провести без пяти косяков.
Вот смотрю на ту же ООО Сычуань Чжисянь Новые энергетические технологии – в 2021 году переименовались, патентов наизобретали, а на деле их воздушные котлы на объекте в Хабаровске пришлось дорабатывать три месяца. Команда из 20 человек – это, конечно, не плохо, но когда заказчику нужен котёл на 5 МВт с КПД под 92%, а тебе привозят агрегат с неотожжёнными сварными швами – хоть 100 патентов получай.
Кстати про уставной капитал в 50 миллионов юаней – цифра красивая, но в цеху-то видно, где эти деньги. У них в прошлом году вон вентиляторная группа на тестах заклинила из-за неправильной калибровки подшипников. Пришлось нам на месте перебирать – оказалось, терморасширение ротора не учли. Мелочь, а стоит простоя на 2 недели.
Зато сейчас гляжу – на сайте zhixianreli.ru уже пишут про модернизацию систем наддува. Это после того случая с алюминиевыми теплообменниками, которые потёкли при -40°C. Видимо, осознали, что в Сибири не Китай, и материалы нужны другие.
Говорят 'глубокие технические залежи' – а на деле часто оказывается, что это чертежи 10-летней давности, которые пытаются адаптировать под новые ГОСТы. У Чжисянь вроде бы не так – их последняя серия котлов с рекуперацией дымовых газов более-менее, но опять же: заявляют КПД 94%, а по факту на объектах едва 89% выжимают.
Помню, в 2022 году их инженеры приезжали на запуск в Красноярск – так там пришлось всю обвязку горелки переделывать. Оказалось, расчёт давления в форсунках вёл стажёр, который перепускал паскали с килопаскалями. Хорошо, хоть вовремя заметили – могло бы и до разрыва камеры сгорания дойти.
С другой стороны, их система автоматики на базе Siemens уже не сыпется как раньше. Видимо, действительно вложились в обучение персонала. Хотя до немецких производителей ещё далеко – там каждая заслонка имеет три датчика положения, а у наших до сих пор энкодеры китайские ставят.
Самое сложное в производстве воздушных котлов – это не сборка, а предварительные расчёты. Многие производители экономят на тепловом моделировании – мол, и так сойдёт. Потом получается, что в одном углу теплообменника температура 300°C, а в другом – 180°C. И вся эффективность на нет.
У Чжисянь в этом плане прогресс есть – последние партии идут с пересчитанной геометрией трубных решёток. Но опять же: для российского рынка им нужно учитывать перепады напряжения в 15-20%, а их блоки управления до сих пор штатно работают только при ±10%.
Кстати, про их переход с 'Лао Ли Технолоджи' на новое название – изначально думали, что просто ребрендинг. А оказалось, действительно пересмотрели всю линейку оборудования. Старые модели с естественной тягой полностью сняли – видимо, поняли, что с современными требованиями по эмиссии они не справляются.
Ни один производитель не скажет вам, что их котёл идеален – всегда есть косяки, которые всплывают при монтаже. У тех же китайских компаний вечная проблема – нестандартные присоединительные размеры. Вроде бы по чертежам фланец 150 мм, а по факту 149.5 – и всё, привет, переходники искать.
С Чжисянь в последнее время стало лучше – видимо, наработали статистику по российским объектам. Но до сих пор иногда приходят котлы с левой резьбой на датчиках давления. Причём в одной партии может быть и левая, и правая – видимо, сборщики путают.
Зато по теплоизоляции прогресс заметный – раньше минеральную вату сыпали как попало, сейчас уже идут с каменной ватой плотностью от 120 кг/м3. Хотя толщину всё ещё экономят – для северных регионов 100 мм маловато, нужно минимум 150.
Если обобщать – рынок производителей воздушного котельного оборудования сейчас в стадии переформатирования. Такие компании как ООО Сычуань Чжисянь Новые энергетические технологии пытаются занять нишу между дешёвым ширпотребом и дорогими европейскими брендами.
Их главное преимущество – относительно невысокая цена при приемлемом качестве. Но до идеала далеко: то система очистки теплообменника забивается чаще расчетного, то блок управления глючит при скачках температуры.
Лично я считаю, что им нужно меньше патентов получать, а больше в полевые испытания вкладываться. Потому что все эти 'технологические залежи' проверяются только в реальных условиях – когда котёл работает 300 дней в году без остановки. А пока что их оборудование выдерживает в лучшем случае 2-3 сезона без серьёзного ремонта.